Кэрролл Квигли «Церковь служения идее расширения Британской империи»

Поделиться в соц. сетях

 

Фрагмент третьей главы книги Кэрролла Квигли «Англо-американский истеблишмент»


Когда Милнер отправился в Южную Африку в 1897 году, они с Родсом были знакомы уже много лет. Как уже упоминалось, они вместе учились в Оксфорде, а помимо этого были членами одного тайного общества, основанного в 1891 году. Более того, Милнер был избран руководителем этого общества вслед за Родсом, если не в 1897 году, то, по крайней мере, к 1901 году.

Тайное общество упоминалось в первых пяти из семи завещаний Сесила Родса. Пятое было дополнено идеей образовательного учреждения с выдачей стипендий, выпускники которого разделяли общие с Родсом идеалы. В шестом и седьмом завещаниях тайное общество не упоминалось, все наследство отдавалось на стипендии. Но Родс по-прежнему придерживался тех же идеалов и все так же верил, что эффективнее всего их претворит в жизнь секретный союз людей, преданных общему делу. Стипендии были всего лишь фасадом, скрывавшим тайное общество, или, точнее, они должны были стать одним из инструментов, с помощью которых члены тайного общества смогли бы достичь своей цели. Эта цель была сформулирована в первом завещании (1877 г.):

«Распространение британского владычества на весь мир, совершенствование системы эмиграции из Соединенного Королевства и колонизация британскими подданными всех земель, при том что средства к существованию там добываются энергией, трудом и предприимчивостью… окончательное восстановление Соединенных Штатов Америки в качестве неотъемлемой части Британской империи, консолидация всей империи, введение системы колониального представительства в парламенте, которая поможет сплотить разрозненных членов империи, и, наконец, создание столь великой державы, что сделает войны невозможными и будет служить наивысшим интересам человечества».

Для достижения этой цели Родс в своем первом завещании, которое он написал еще в двадцать четыре года, будучи студентом Оксфорда, завещал все свое состояние министру по делам колоний (лорду Карнарвону) и генеральному прокурору Западного Грикваленда (Сидни Шиппарду) для создания тайного общества по образцу иезуитского. Упоминание иезуитов как образцовой модели для своего тайного союза содержится в тексте «Confession of Faith» («Символ веры»), который Родс написал двумя годами ранее (1875 г.) и включил в завещание. Тринадцать лет спустя в письме к попечителю по своему третьему завещанию Родс рассказал, как образовалось тайное общество, сказав, в частности: «При рассмотрении вопросов предлагалось принять конституцию иезуитов, если ее можно будет получить, и вставить словосочетание «Британская империя» вместо слов «Римско-католическая религия».

В своем «Символе веры» Родс описал типы людей, которые могли бы быть полезными членами этого тайного общества. По словам американского секретаря Фонда Родса там была в точности описана группа, сформированная Милнером в Южной Африке:

«Талантливые и увлеченные люди, которые не находят возможности служить своей стране при нынешней политической системе; способная молодежь, набранная из школ и университетов; богатые люди без цели в жизни; младшие сыновья с высокими устремлениями и великими идеями, но не имеющие возможностей; обеспеченные люди, чья карьера омрачена каким-либо большим разочарованием. Все они должны быть людьми со способностями и характером… Родс представляет себе группу самых талантливых и лучших, связанных общими бескорыстными идеалами служения тому, что кажется ему величайшим делом в мире. Там нет никаких упоминаний о материальном вознаграждении. Это должно представлять собой своего рода религиозное братство, подобное иезуитам, «церковь служения идее расширения Британской империи».

В каждом из семи завещаний Родс поручал группе людей использовать наследство для достижения своих целей. В первом, как мы уже видели, попечителями были лорд Карнарвон и Сидни Шиппард. Во втором завещании (1882 г.) единственным распорядителем наследства был назначен его друг Н. Э. Пикеринг. В третьем (1888 г.), написанном после смерти Пикеринга, попечителем стал лорд Ротшильд. В четвертое завещание (1891 г.) был добавлен У. Т. Стед, а в пятое (1892 г.) к предыдущим лицам было добавлено имя адвоката Родса Б. Ф. Хоксли. В шестом (1893 г.) и седьмом (1899 г.) завещаниях состав попечителей значительно изменился, и в конце концов после смерти Родса в 1902 году совет состоял из семи человек: лорда Милнера, лорда Розбери, лорда Грея, Альфреда Бейта, Л. Л. Мичелла, Б. Ф. Хоксли и доктора Старра Джеймсона. Это тот совет, который весь мир считал создателями стипендий Родса.

Доктор Фрэнк Эйделотт, самый известный американский специалист по завещаниям Родса, утверждает, что тот не упоминал о тайном обществе в последних двух завещаниях, потому что отказался от этой идеи. В первой главе его книги «The American Rhodes Scholarships» («Американские стипендии Родса») многократно повторяется, что в период с 1891 по 1893 год точка зрения Родса претерпела большие изменения, и он созрел в своих суждениях до такой степени, что в шестом завещании «навсегда отказывается от своей юношеской идеи тайного общества». Это совершенно не соответствует действительности, и нет никаких доказательств, подтверждающих такое утверждение.(2) Напротив, все доказательства, как прямые, так и косвенные, указывают на то, что Родс хотел создать тайное общество с 1875 года и до самой своей смерти в 1902 году. По собственному признанию доктора Эйделотта, Родс хотел создать общество с 1877 по 1893 год, то есть в течение шестнадцати лет. Общепринятая практика использования исторических свидетельств требует от нас верить, что Родс упорно придерживался этой идеи в течение оставшихся девяти лет своей жизни, если только не существует доказательств обратного. Таких свидетельств нет. С другой стороны, есть прямые доказательства того, что он не изменил своих идей. Можно привести два примера. 5 февраля 1896 года, через три года после своего шестого завещания, Родс закончил долгий разговор с Р. Б. Бреттом (позже лордом Эшером) словами: «Хотел бы, чтобы у нас было тайное общество». А в апреле 1900 года, через год после того, как он написал свое седьмое и последнее завещание, Родс раскритиковал Стеда за его несогласие с англо-бурской войной на том основании, что в данном случае он должен был бы согласиться с мнением людей, непосредственно участвовавших в войне. Родс сказал Стеду: «Неподчинение — это проклятие, которое станет роковым для наших идей. Вам не кажется, что это очень своенравно с Вашей стороны? Как же должно работать наше общество, если каждый из нас считает, что может судить о том, что должно быть сделано? Просто посмотрите на это с такой позиции. Мы трое сейчас в Южной Африке, все мы Ваши последователи… Я, Милнер и Гаррет, все мы учились политике у Вас. Мы здесь, и мы единодушны в том, что считаем эту войну необходимой. Вы никогда не были в Южной Африке, и все же, вместо того чтобы подчиниться мнению своих собственных последователей, бросаетесь в яростное сопротивление войне».

Предположение доктора Эйделотта о том, что стипендии были альтернативой тайному обществу, совершенно несостоятельно, поскольку все факты указывают на то, что стипендии являлись лишь одним из нескольких инструментов, позволявших обществу функционировать. В 1894 году Стед обсуждал с Родсом, как будет работать тайное общество, и писал об этом после смерти Родса следующее: «Мы также обсуждали вместе различные пропагандистские проекты, основание библиотек, проведение лекций, отправку эмиссаров с агитационными миссиями по всей Империи и шаги, которые должны быть предприняты, чтобы проложить путь к основанию и приобретению газеты, которая будет служить нашему делу». Это точное описание того, как функционировало общество, то есть группа Милнера. Более того, когда в январе 1895 года Родс обсуждал со Стедом оксфордские стипендии, он не отказался от идеи общества, а продолжал говорить о нем как о реальной силе, стоящей за этими стипендиями. Совершенно ясно, что Родс не упоминал о тайном обществе в своих последних двух завещаниях потому, что знал: он уже настолько знаменит, что единственный способ сохранить тайну общества – это не упоминать его в своем завещании. Очевидно, что если бы Родс хотел создать секретное общество после 1893 года, он не упомянул бы о нем в своем завещании, но оставил бы свои деньги на легальные общественные цели и организовал бы создание тайного общества с помощью частных договоренностей со своими доверенными лицами. Именно это и произошло, потому что общество было создано, и Милнер использовал деньги Родса для его финансирования, как и намеревался Родс.

Создание тайного общества всегда лежало в основе планов Родса. Стед даже после его смерти не сомневался, что будет предпринята попытка продолжить существование общества. В своей книге о завещаниях Родса он написал: «Мистер Родс был больше, чем основатель династии. Он стремился стать создателем одной из тех масштабных полурелигиозных квазиполитических ассоциаций, которые, подобно иезуитам, сыграли столь большую роль в мировой истории. Если быть более точным, он хотел основать орден как орудие воли королевской династии, и пока был жив, мечтал быть одновременно ее Цезарем и Лойолой. Именно это далеко идущее стремление делало для тех, кто его знал, столь абсурдно бессмысленными предположения критиков о его истинных мотивах». Шестьдесят страниц спустя Стед писал: «Теперь возникает вопрос, найдутся ли в англоязычном мире люди веры, способные предоставить средства для создания общества, о котором мечтал мистер Родс».

Эта идея всемирного общества, работающего на федеративный союз, очаровала Милнера так же, как и Родса. Мы уже упоминали о соглашении, которое он подписал с Джорджем Паркином в 1893 году по поводу агитации на эту тему. Восемь лет спустя в письме к Паркину из Южной Африки Милнер подробно писал об имперском союзе, заканчивая так: «Прощайте на сегодня. Продолжайте в том же духе. Жаль, что у нас нет единомышленников в Новой Зеландии и Австралии, которые были бы моими личными друзьями. Желаю удачи».

Более того, после 1902 года Милнер несколько раз говорил о том, что желает видеть «влиятельную группу людей», действующих «вне существующих политических партий» во имя единства империи. Он упомянул об этом желании в своем письме к Конгдону в 1904 году и вновь – в своей прощальной речи к обществу в 1905 году. Существуют также негативные свидетельства, которые, по моему мнению, имеют большое значение. В 1912 году Паркин написал книгу под названием «The Rhodes Scholarships» («Стипендии Родса»), в которой посвятил несколько страниц завещаниям Родса. Хотя он говорил о каждом завещании и называл дату каждого из них, он ничего не сказал о тайном обществе. В настоящее время упоминание этого общества, которое встречается в пяти из семи завещаний, настолько поражает, что отказ Паркина говорить о нем должен быть преднамеренным. У него не было бы причин замалчивать упоминания об обществе, если бы оно не было создано. Если бы существующий Фонд Родса был бы более зрелой альтернативой тайному обществу, а не ширмой для него, то не было бы никакой причины обходить его стороной, а, напротив, возникла бы настоятельная необходимость упомянуть о нем как о предмете большого внутреннего интереса и примере того, как созревали идеи Родса.

На самом деле идеи Родса так и не созрели. Единственный факт, который абсолютно точно появляется в каждой биографии Родса, – это то, что с 1875 по 1902 год его идеи не развивались и не созревали. Паркин, который явно знал о тайном обществе, хотя и не упоминал о нем, говорил по поводу последнего завещания Родса: «Важно помнить, что это последнее завещание согласуется с предшествовавшими, что оно не было поздним искуплением ошибок, как предполагали некоторые, а представляло собой воплощение настойчиво преследуемой мечты всей жизни».

Оставим в стороне все гипотезы. Факты очевидны: Родс хотел создать всемирную тайную группу, посвятившую себя английским идеалам и империи как воплощению этих идеалов, и такая группа была создана после 1890 года Родсом, Стедом и, прежде всего, Милнером.

Скачать главу «Тайное общество Сесила Родса» целиком можно здесь

В Подписаться на сообщество вКонтакте

Поделиться в соц. сетях

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: