«Квантовая зима»: возможность создания суперкомпьютера под вопросом

Алан Аспуру-Гузик, специалист в области информатики Торонтского университета и соучредитель компании «Zapata», занимающейся квантовыми вычислениями рассказал изданию Nature, что несмотря на громкие заявления о надвигающейся революции в области вычислительной техники и интерес инвесторов к квантовой технологии, пока еще никто не уверен в том, возможно ли вообще создать полезный квантовый компьютер. Современные квантовые компьютеры имеют в лучшем случае несколько десятков квантовых битов (кубитов), и они часто сталкиваются с электромагнитными шумами, создающими помехи. По словам Аспуру-Гузика, от создания многоцелевых квантовых компьютеров, которые могли бы осуществлять квантовые вычисления, такие как факторинг больших чисел, ученых отделяют десятилетия и многие тысячи кубитов.

Сообщается, что команда Google уже продемонстрировала квантовый компьютер, который может превзойти обычные вычислительные машины, но ожидается, что такое «квантовое превосходство» будет крайне ограниченным. До начала широкого применения технологии может пройти еще 30 лет, и это «не нереальные временные рамки», считает физик Джон Прекилл из Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что если в скором времени квантовые компьютеры не принесут никаких полезных результатов, наступит «квантовая зима»: энтузиазм ослабнет, и финансирование иссякнет, прежде чем исследователи приблизятся к созданию полноценных машин. «Квантовая зима — это реальная проблема», — говорит физик Джон Прекилл из Калифорнийского технологического института в Пасадене. Но он считает оптимистичным тот факт, что медленный прогресс заставил исследователей начать задумываться о том, на что способны уже имеющиеся у них устройства в ближайшем будущем.

Судя по целому ряду статей, опубликованных в последние несколько лет, определенные возможности все же существуют. Наступает эра маленькой, подверженной ошибкам машины или «шумного кванта промежуточного уровня» (NISQ), как выразился Прескилл (Preskill, J. Quantum 2, 79 (2018). Эти времена могут оказаться куда более интересным, чем кто-либо ожидал. Хотя результаты все еще довольно предварительны, разработчики алгоритмов уже находят применение для машин NISQ, которое может оказать непосредственное влияние на химию, машинное обучение, материаловедение и криптографию. Более того, инновации вызывают неожиданный прогресс в традиционных вычислениях, и вся эта деятельность идет параллельно с усилиями по созданию более крупных и надежных квантовых систем. Аспуру-Гузик советует готовиться к неожиданностям.  «Мы здесь с долгосрочной перспективой, — поясняет он. — Но некоторые сюрпризы могут быть уже завтра».

В Подписаться на сообщество вКонтакте