Как скоро рухнет «лучшая экономика в истории»?

Поделиться в социальных сетях

В последние месяцы президент США Дональд Трамп неоднократно напоминал о своем намерении сделать американскую экономику «лучшей в истории». Но за экстремальными максимумами фондового рынка и официальными данными правительства по безработице можно разглядеть, что экономика США движется к «шоку» в стиле 1929 года, к финансовому цунами, на которое больше влияет независимая ФРС, чем какие бы то ни было действия Белого дома, предпринимаемые с января 2017 года. На этом фоне закономерно видится зловещая параллель между бывшим президентом-республиканцем Гербертом Гувером, на чье правление пришлись биржевой крах и экономическая депрессия, вызванные действиями ФРС, и Трампом в 2019 году. Это показывает, что реальная власть принадлежит тем, кто контролирует деньги, а не избранным политикам.

Несмотря на заявления об обратном, истинное состояние экономики США с каждым днем становится все более ненадежным. Политика ФРС по количественному смягчению и нулевым процентным ставкам (ZIRP), реализованная после краха 2008 года, вопреки заявлениям практически не помогла восстановить реальную экономику США, триллионы долларов были направлены в те самые банки, которые ответственны за ипотечный кризис 2007-2008 годов. Эти «дешевые деньги», в свою очередь, перетекли в спекулятивные высокодоходные инвестиции по всему миру. Это привело к появлению спекулятивных пузырей и задолженностей у развивающихся стран, таких как Турция, Аргентина, Бразилия и даже Китай, что, в свою очередь, спровоцировало крупные инвестиции в долговые обязательства с высокой степенью риска, так называемые «мусорные облигации», в корпоративном секторе США в таких областях, как предприятия по добыче сланцевой нефти или для таких компаний, как Tesla. Предвыборное обещание Трампа восстановить разрушающуюся инфраструктуру Америки никуда не делось, и разделенный на враждующие лагеря Конгресс даже не думает объединиться ради блага нации. Реальный показатель состояния реальной экономики, в которой реальные люди пытаются свести концы с концами, заключается в рекордных уровнях долга.

Сегодня, спустя десять лет после беспрецедентных действий трех президентов, экономика США погрязла в долгах так сильно, как еще никогда в своей истории. Этот долг контролируется процентными ставками, а процентные ставки находятся в руках ФРС. Давайте посмотрим на некоторые признаки серьезных проблем, которые могут легко привести к серьезной рецессии экономики к 2020 году.

Ford Motor, General Electric

25 сентября задолженность по корпоративным облигациям Ford Motor Co., которая в отличие от General Motors отказалась от того, чтобы в 2008 году быть национализированной, упала в рейтинге Moody’s до статуса «junk», который сказывается на 84-миллиардном долге компании.

Рейтинг «junk» (мусорный) означает, что большинству страховых компаний или пенсионных фондов запрещено держать рискованный долг и его приходится продавать. Ранее Moody’s оценивало облигации Ford на уровень BBB, самый низкий перед «junk». Проблема заключается в том, что в течение десятилетия низких процентных ставок ФРС, корпорации брали на себя большие долговые риски, чем когда-либо, и сегодня доля облигаций с рейтингом BBB или «с риском junk» выросла более чем до 50% среди всех корпоративных облигаций США. В начале кризиса в 2008 году облигации с рейтингом BBB являлись только третьей частью от общего объема, что составляло более трех триллионов долларов корпоративного долга, и в случае ухудшения экономической ситуации они могли опуститься до уровня «junk», по сравнению с 800 миллиардами долларов долга десять лет назад. Десять лет беспрецедентных сверхнизких процентных ставок не прошли без последствий. По оценкам Moody’s, по меньшей мере еще 47 многомиллиардных корпораций США могут оказаться на уровне «junk» в случае резкого экономического спада или повышения процентных ставок. В первую очередь это касается конгломерата General Electric, который, помимо всего прочего, производит реактивные двигатели для Boeing.

Корпоративный долг в США сегодня является бомбой замедленного действия, обратный отсчет которой контролирует ФРС. Сегодня общий корпоративный долг превышает 9 триллионов долларов, что является рекордным показателем, который возрос на 40% или 2,5 триллиона долларов с 2008 года, согласно данным Федерального резервного банка Сент-Луиса. С учетом крайне низких процентных ставок ФРС с 2008 года компании удвоили задолженность, но стоимость долга выросла только на 40%. На данный момент ФРС вот уже несколько месяцев прямо и косвенно повышает процентные ставки посредством количественного ужесточения. Последнее снижение ставок в размере 0,25% мало что меняет в мрачных перспективах рынка облигаций США, являющегося сердцем финансовой системы.

Ford, помимо других своих проблем, еще и сильно пострадает от глобального спада в автомобильном секторе. В США автодилеры настолько отчаянно пытаются продать свои автомобили задыхающимся от долгов потребителям, что даже стали предлагать автокредиты на 8 лет. В течение последних двух лет ФРС постепенно повышает процентные ставки. Предсказуемый результат – рост долгов населения, особенно по автокредитам. По состоянию на апрель 2019 года рекордные 7 миллионов американцев просрочили выплаты по автокредитам на 90 и более дней, что составляет около 6,5% всех автокредитов. Сегодня автокредиты имеют более 107 миллионов американцев по сравнению с 80 миллионами в 2008 году. Рост задолженностей по кредитам параллелен графику ужесточения кредитно-денежной политики ФРС.

И Ford, и General Motors объявляют о тысячах увольнений, поскольку экономический рост замедляется, а задолженность потребителей достигает опасного уровня. Ford сокращает по крайней мере 5000 рабочих мест, а GM 4400. В ближайшие месяцы вероятны еще десятки тысяч увольнений, если экономическая ситуация ухудшится.

Недавно некоммерческий Институт управления поставками США сообщил, что его индекс обрабатывающей промышленности сократился до самого низкого уровня с июня 2009, периода глубокого экономического кризиса. В качестве основного фактора, вызвавшего сокращение рабочих мест и снижение деловой активности компании назвали неопределенность, связанную с торговой войной Трампа против Китая. Трамп тут же упрекнул ФРС в том, что они не торопятся понижать ставки.

Одним из индикаторов нестабильного состояния реальной обрабатывающей промышленности США является усугубляющийся спад в сфере грузоперевозок в этом году. В сентябре 4200 водителей грузовиков потеряли свои рабочие места, поскольку цены на грузовые перевозки упали из-за отсутствия грузопотока. За первые шесть месяцев 2019 года около 640 компаний-перевозчиков обанкротились, что в три раза больше, чем годом ранее, когда влияние ставок ФРС все еще было низким, а последствия торговой войны были гораздо менее очевидными. В июне объем грузоперевозок сократился более чем на 50% по сравнению с июнем 2018 года на спотовом рынке грузоперевозок. Цены также снизились на целых 18,5% за тот же период.

Объем грузов, отправляемых всеми видами транспорта в США, резко сократился. Грузовые перевозки в США автомобильным, железнодорожным, воздушным и баржевым транспортом упали на 5,9% в июле 2019 года по сравнению с июлем 2018 года, восьмым месяцем подряд непрерывного падения, согласно индексу Cass Freight, который исключает товары, перевозимые без тары, т. е. насыпью, такие как зерно. Это снижение, наряду с падением на 6,0% в мае, стало самым резким снижением в годовом спаде грузоперевозок со времен финансового кризиса 2008 года.

Хитроумные ипотечные кредиты?

Не сумев извлечь уроки из кризиса субстандартных ипотечных кредитов, который привел к глобальному кризису 2007–2008 годов, банки США спокойно вернулись к предоставлению сомнительных кредитов. Более того, два квази-правительственных ипотечных агентства Fannie Mae и Freddie Mac находятся в худшем состоянии, чем во время ипотечного кризиса 2007 года.

Тем не менее, в марте 2019 года президент подписал Меморандум, призывающий предпринять шаги по прекращению правительственной поддержки этих двух учреждений. Однако, как недавно подтвердили некоторые официальные лица: «Система финансирования жилищного строительства в США… сегодня в худшем положении, чем на пике финансового кризиса 2008 года». И это несмотря на 190-миллиардную помощь обоим агентствам. В соответствии с директивой Конгресса Fannie Mae и Freddie Mac могут иметь резервный капитал в сумме 6 миллиардов долларов. Однако они владеют или выступают гарантами ипотечных ценных бумагах на сумму 5 триллионов долларов. Многие из этих ипотечных кредитов имеют неопределенное или сомнительное кредитное качество, поскольку банки ищут более высокую доходность. Если экономическая ситуация в целом ухудшится в предстоящем году в преддверии выборов в ноябре 2020 года, задолженность по ипотечным кредитам может резко возрасти. Было подсчитано, что:

«Если хотя бы 0,12% ипотечных кредитов Fannie Mae и Freddie Mac обанкротятся (около одной десятой от 1%), это полностью уничтожит их. У них не останется капитала. И без правительственной помощи они могут вообще прекратить свое существование. Это может быстро привести к новому кризису ипотечного кредитования».

Ключом к экономике США является долг, и долг находится на рекордно высоком уровне для государства, дефицит бюджета которого ежегодно увеличивается более чем на 1 триллион долларов для корпораций с рекордной задолженностью и для населения, чьи задолженности по ипотечным кредитам, кредитам не образование и по автокредитам находятся на рекордно высоком уровне. Задолженность по кредитам на образование достигла 1,46 трлн. долларов к январю 2019 года, а уровень просрочек по ним значительно выше, чем у любого другого типа долга. Ипотечная задолженность составила 9,12 трлн. Общий долг населения составил рекордные 13,5 трлн. Если добавить к этому ситуацию с американским сельским хозяйством, где фермеры сталкиваются с наихудшим кризисом с начала 1980-х годов, то становится ясно, что экономическое чудо эры Трампа далеко от стабильности.

Одна из наиболее заметных черт недавнего экономического роста США: добыча сланцевой нефти в 2018 году, сделавшая Америку крупнейшим производителем нефти в мире, в этом году практически нивелировалась, поскольку мировые цены на нефть резко упали. Крах угрожает многим производителям сланцевой нефти в США, которые инвестировали в «мусорные» облигации с высокой доходностью в надежде на восстановление после обвала цен, начавшегося в 2014 году. Даже нападение на саудовскую нефтяную инфраструктуру и угрозы войны в Иране и Венесуэле не остановили падение цен на нефть в последние недели. Если цены на нефть продолжат падать ниже 55 долларов за баррель, последует новая волна банкротств и закрытий в энергетическом секторе США, скорее всего, в 2020 году, как раз к выборам в США.

С 1927 по 1929 год ФРС намеренно создала, а затем лопнула фондовый пузырь, используя процентные ставки. Президент-республиканец Гувер подписал тарифный акт Смута-Хоули в 1930 году, чтобы защитить американскую промышленность, что привело к торговой войне, в которой наряду с Гувером обвиняли Великую депрессию, вызванную раздутой долгами экономикой и легкими деньгами во времена «ревущих двадцатых». Гувер был обвинен и проиграл очередные выборы демократу Рузвельту и его «Новому курсу». За всем этим стояли действия Федеральной резервной системы, обладавшей реальной властью. Скоро мы узнаем, станет ли 2020 год повторением сценария Гувера, на этот раз с демократом, чей «Новый курс», скорее всего, будет зеленым.

Ф. Уильям Энгдаль, консультант по стратегическим рискам и лектор, доктор политических наук Принстонского университета.

Оригинал

 

Поделиться в социальных сетях

Оставить комментарий