Михаил Татаринов «Шелковый путь: суть проекта Китая и интересы России»

Поделиться в социальных сетях

Китайская экономика развивается стремительными темпами, благодаря чему страна вышла в мировые лидеры по многим показателям, а также заслуженно получила неофициальное прозвище «фабрики мира». При этом Китай не собирается останавливаться на достигнутом, для чего руководством государства была озвучена и успешно внедряется концепция «один пояс – один путь». Она представляет собой широкомасштабный международный проект экономической, инвестиционной, культурной интеграции евразийских, а в перспективе африканских и американских стран. План впервые был озвучен лидером КНР Си Цзиньпином в 2013 году и с тех пор настойчиво претворяется в жизнь. Одна из важнейших составляющих концепции – инфраструктурная, которая подразумевает создание транспортных артерий, в общих чертах повторяющих древние торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад. Существует целый список стран, которым выгоден так называемый Новый Шёлковый путь – России, Казахстану, Беларуси, странам Средней Азии, а также государствам Евросоюза. С одной стороны, проект сулит участникам значительные выгоды, а с другой может негативно сказаться на финансовом благополучии некоторых участников. На этот аспект особенно давят государства, противодействующие концепции, ведь реализация этих планов серьёзно бьёт по их интересам. Но во всём стоит разобраться по порядку.

Что из себя представляет проект Новый Шелковый путь?

Проект транспортной сети, предложенный Китаем, сейчас переходит с бумаги в реальность. Новый Шёлковый путь в перспективе включит в себя многочисленные шоссе и железные дороги, воздушные и морские маршруты, что требует постройки значительного количества инфраструктурных объектов. Для реализации этих целей уже сформирован специальный инвестиционный фонд. По последним прикидкам реализация проекта обойдётся в миллиарды долларов, при этом после своего запуска он может принести прибылей на триллионы.


Основой сухопутной частью Нового Шелкового пути является Транссибирская магистраль, проходящая по территории России. Железнодорожное полотно соединит внутренние провинции Китая с Европой, благодаря чему товары из Поднебесной будут поступать на местные рынки через 16 дней, а не 36, как при нынешней транспортировке Суэцким каналом. Соглашение между Россией и Китаем об использовании транспортной инфраструктуры РФ уже заключено, а его конечная ветка будет проходить через Беларусь.
Ранее приоритетным направлением участка Россия-Европа была Украина, но ввиду событий 2014 года, нестабильности в стране, военных действий и взаимных санкций между РФ и украинскими властями, эта ветка стала второстепенной.
По другим направлениям также ведутся работы – инфраструктура возводится в Пакистане, Шри-Ланке, странах Африки и других государствах. Несмотря на кажущуюся безоблачность проекта, его перспективность и выгоду, как всегда, есть обратная сторона медали, которой сейчас активно пытаются пользоваться противники маршрута.

Шёлковый путь Китая – кабала для России и других стран?

Учитывая угрозу собственным интересам и ведущуюся торговую войну с Китаем, в США не позволили себе пустить новый проект на самотёк. На Западе развернулась масштабная информационная кампания, акцентирующая внимание потенциальных и действующих государств-участников Нового Шелкового пути на серьезных недостатках концепции. Первый, и самый важный минус – это необходимость кредитования проекта. Самостоятельно справиться с финансовой нагрузкой для возведения всех запланированных объектов не может практически ни одна страна-участница. Особенно данный фактор повлиял на государства с проблемами в экономике, в частности Пакистан и Шри-Ланку. Внешний долг значительно вырос, хотя планируемая прибыль легко перекрывает нынешние сложности. Несмотря на компенсацию нынешнего сложного положения в будущем, уже сейчас страны попадают в финансовую зависимость от Китая, который и предоставляет кредиты. Естественно, политическое влияние КНР в государствах-должниках возрастает, что категорически не устраивает Соединённые Штаты.
Второй минус – это влияние Нового Шелкового пути на обстановку в Южной Азии. При полной реализации морского и сухопутного маршрутов Индия, давний соперник Китая в регионе, окажется в кольце инфраструктурных объектов, по большей части подчинённых КНР. Противники проекта указывают на этот результат реализации концепции как на основную цель Поднебесной.
Третий противоречивый момент – реализация проекта значительно повысит и без того огромный геополитический вес Китая. Это не на руку уже самим участникам Нового Шелкового пути – России, Европейскому союзу и государствам Центральной Азии. Как будет решаться эта проблема – неизвестно, но её используют в качестве страшилки западные политики, которым невыгодна реализация инфраструктурного проекта.
Неприятие способно перейти в горячую фазу противостояния, особенно на фоне общей деградации уважения к международному законодательству. Дошло до того, что некоторые эксперты-международники увязывают недавние теракты в Шри-Ланке с противодействием влиянию Китая на эту страну. Заказчик подобного не называется прямо, а именуется «противником КНР на международной арене». Эксперты ссылаются на то, что именно Китай способствовал прекращению гражданской войны на острове, завоевав здесь значительный авторитет, а новый конфликт не нужен ни одной стороне – ни индуистам, ни мусульманам, ни тем более католическому меньшинству. Конечно, теория кажется фантастической, но вполне жизнеспособной, ведь США не раз провоцировали войны для устранения угроз собственным интересам, а Шри-Ланка – стратегически важный остров в концепции «один пояс – один путь».
Отбросив слухи и догадки, можно сказать одно – противодействие США проекту велико и, скорее всего, будет нарастать. Тем не менее, стран, которым выгоден Новый Шёлковый путь (России, Казахстану, Беларуси, Евросоюзу и другим), значительно больше, поэтому стоит ожидать реализации транспортной магистрали в полной мере. А уже после этого стоит оценивать чьи аргументы были правильнее – сторонников или противников.

Источник: https://offshoreview.eu/2019/04/28/shelkovyj-put-sut-proekta-kitaya-i-interesy-rossii/

 

Поделиться в социальных сетях

Оставить комментарий